В промышленном строительстве и в общем машиностроении стало заметно увеличение доли применения высокопрочных синтетических материалов и различных композитов в выпускаемой продукции. Сейчас даже танки создаются с композитной броней. Это стало возможным в свяэи с тем, что пластмассы по своим прочностным характеристикам приблизились к стальным сплавам, но при этом не имеют многих их недостатков, самым главным и страшным из которых является окисление металла. Иными словами – ржавчина. Но полностью исключить веками используемый традиционный материал возможно не во всех случаях и не во всех отраслях. Многие наверное помнят, как в перестроечные времена в продаже появились ведра из неоцинкованного железа, и многие были удивлены, как быстро эти вещи, добротно служившие в советское время долгие годы, превращаются в дуршлаг. А если это будет билборд, который хоть и был правильно посчитан и изготовлен, но из-за аномально дождливой погоды сгнил и упал на …., скажем на Вашу машину? Люди давно поняли, что железо нужно беречь, ему нужен охранник. И он был найден! Цинк! В далеком 1742 году во французскую Королевскую академию был предоставлен доклад с описанием метода горячего цинкования, а в 1836 году другой француз осуществил этот процесс и получил на него патент. С тех пор технология этого вида покрытия значительно упростилась и цены на услуги цинкования здесь стали небольшими и зависят от объема партии заказа. Кратко описать условия нанесения цинка на металл можно в трех словах. Прямая зачистка. Под большим давлением струя воздуха с песком направляется на подготавливаемую поверхность и как наждак сдирает с нее грязь, окалину, то есть все инородное, приставшее к ней. После такой обработки поверхность буквально начинает блестеть. Обезжиривание. Пескоструйные устройства убирают твёрдотельные наслоения, а с маслами или другими химическими веществами они могут не справиться, особенно в труднодоступных местах. Поэтому для улучшения сцепляемости цинка с металлом при температуре 75 градусов производится химическое удаление всех известных на данный момент загрязнителей специальными реагентами. Промывка. Здесь все понятно – с заготовки смываются химикаты оставшиеся на ней после обезжиривания. Травление. Почти на любом металле при контакте его с кислородом атмосферы появляются окислы, которые на границе воздух – поверхность создают плёнку, затрудняющую дальнейшую реакцию. Задача травления – убрать ее. Осуществляется это при помощи разбавленной соляной кислоты комнатной температуры. При этом для снижения воздействия кислоты на материал основы и исключения сильного выделения водорода в раствор вводятся присадки (ингибиторы). Опять промывка. Нужно удалить все лишнее оставшееся после травления. Флюсование. Обработка заготовки водным раствором хлорида аммония и цинка. Тонкий слой флюса исключает контакт с атмосферой и образование новой окисной пленки. Как и при пайке, флюс повышает механическую прочность сцепки цинка с основой. Процесс проходит при температуре 60 градусов и требует постоянного контроля процентного содержания компонентов в растворе. Термообработка. Необходимо тщательно просушить деталь, так как неиспарившаяся жидкость может значительно ухудшить качество покрытия.Происходит это в термопечи, где конструкция прогревается до 100 градусов, что способствует так-же снижению энергозатрат непосредственно при цинковании. Погружение. В ванну с расплавленным цинком (+420 гр.) опускается подготовленная деталь и выдерживается до 10 минут. Интересно что толщина покрытия определяется скоростью выемки, поэтому ее приходится рассчитывать индивидуально для каждого образца. Охлаждение. Принудительное или естественное. По данной технологии толщина покрытия варьируется в пределах 65 мкм.
|